Подготовка к наблюдениям
Как снимались звездные объекты со старых фотоаппаратов, сложная настройка и фокусировка на нужном звездном теле... Фотографическая пластинка, Фокусировка любительского астрографа прошлого - фотоаппарата объединенного с телескопом, Фотографическая пластинка и т.п. Эта статья даст представление о астрономических наблюдениях прошлого.
Какой бы фотокамерой мы ни пользовались - самостоятельной с искателем, или окулярной, или соединенной с телескопом, - фотографическим наблюдениям должна предшествовать точная наводка на фокус.
Сначала вместо кассеты с пластинкой в камеру помещают матовое стекло. Аппарат наводят на Луну и перемещением объектива или окулярной трубки с окулярной камерой добиваются максимальной четкости изображения. У зеркальных камер типа «Зенит» предварительную фокусировку по Луне можно осуществлять с помощью видоискателя. Соответствующее положение объектива или окулярной трубки надо заметить. У незеркальных фотоаппаратов объектив по шкале на оправе устанавливается на отметку «бесконечность».
Затем можно перейти к уточнению фокусировки. Вставим кассету. Наведем нашу фотокамеру на какую-нибудь звезду, приблизительно 2-й звездной величины, и закрепим в этом положении. Выдвинем теперь объектив немного вперед по сравнению с положением, соответствующим предварительной фокусировке. (Окулярную трубку с укрепленной на ней фотокамерой надо отодвинуть назад.) Сделаем первый снимок. Выдержка должна составить 30-60 сек при съемке окулярной камерой и 1,5 - 2 мин при съемке фотоаппаратом. За это время небесная сфера повернется на некоторый угол, и выбранная нами звезда (после проявления) оставит на фотопластинке короткий след в виде черточки.
Теперь несколько вдвинем объектив или окулярную трубку, стараясь не изменить положения инструмента, и повторим фотографирование на ту же пластинку. Третий снимок произведем при еще более вдвинутом объективе, и так - шесть или семь раз, отмечая соответствующие положения объектива или окулярной трубки телескопа. При последнем снимке в нашей серии несколько увеличим выдержку, чтобы отличить на негативе первое изображение звезды от последнего.
После проявления на пластинке должна получиться последовательность черточек, изображающих контрольную звезду (черточка, соответствующая последнему снимку, окажется длиннее остальных). Самая тонкая из них укажет на наилучшую фокусировку. Определив номер снимка в серии, установим, какое положение объектива или окулярной трубки ему соответствовало. Это и будет положение наиболее точной фокусировки.
При фокусировке широкоугольной камеры необходимо еще дополнительно отрегулировать положение передней пластины, на которой закреплен объектив, чтобы она была расположена строго перпендикулярно оптической оси.
В этой книге мы, к сожалению, не имеем возможности подробно рассказать о том, что представляет собой фотографический процесс, и ограничимся только некоторыми общими советами. Тот, кто хорошо знаком с обычным фотографированием, без особого труда освоит и приемы астрономической фотографии. А юный астроном, не имевший дела с фотоаппаратом, может познакомиться с основами практической фотографии с помощью одного из многочисленных руководств, которые есть в любой библиотеке.
При фотографических наблюдениях на астрономических обсерваториях применяются специальные фотоматериалы. В любительской астрономии можно пользоваться теми пластинками и пленками, которые продаются в фотомагазинах. При этом следует иметь в виду, что фотопленки чувствительнее пластинок.
Если вы будете снимать на пленку большого формата кассетной камерой, ее надо зажать между двумя стеклами, чтобы она не коробилась. Стекло, обращенное к объективу, должно быть абсолютно чистым, прозрачным. В качестве таких прижимных стекол удобно использовать старые фотопластинки, с которых надо смыть эмульсию.
Заряжать и обрабатывать фотоматериалы лучше всего в полной темноте. Красным светом можно пользоваться лишь при проявлении диапозитивных пластинок, обладающих низкой чувствительностью. Работа в темноте требует определенной тренировки и некоторой специальной подготовки. При проявлении рекомендуется пользоваться четырьмя кюветами, которые надо располагать всегда в одном и том же порядке (скажем, слева направо).
Ставить кюветы нужно достаточно далеко друг от друга, чтобы случайные брызги не попали из одной кюветы в другую. В первую кювету наливается дистиллированная вода, которая продается в аптеках. Но можно обойтись и обычной водой. В нее пластинка опускается перед погружением в проявитель. Это делается для того, чтобы проявитель затем покрыл эмульсию равномерным слоем, без воздушных пузырей. Вынув хорошо промытую пластинку из воды и дав воде стечь, надо опустить пластинку в проявитель эмульсией вверх на 6-8 мин, в зависимости от крепости проявителя. Во время проявления кювету нужно равномерно покачивать. После проявления пластинку вынимают и промывают в третьей кювете, в которую также налита дистиллированная вода.
Следующей операцией является обработка пластинки фиксажем, налитым в последнюю, четвертую кювету. Продолжительность этой операции - 15-20 мин. Затем пластинку в вертикальном положении надо поместить в бачок с проточной водой и промывать в течение двух-трех часов. Когда промывка будет закончена, пластинку необходимо высушить - для этого она устанавливается в вертикальном положении на специальную стойку, которую можно купить в фотомагазине.
Даже с высохшими пластинками следует обращаться осторожно, не касаясь пальцами слоя эмульсии, чтобы не оставить на нем жировые следы. Хранить пластинки или пленки лучше всего в сухом месте, в отдельных конвертах, в вертикальном положении.
На каждом конверте необходимо отметить название снятого объекта, дату и момент съемки.
Что касается проявления пленок, то для этой цели лучше всего применять специальные бачки, имеющиеся в продаже.