Общие представления

Астрономия - наука о небесных телах. Она изучает движение, строение и развитие небесных тел и их систем и применяет установленные ей законы для практических потребностей человечества.

Изучение звезд позволяет нам заглянуть в глубины этого удивительного мира, приблизится к пониманию Вселенной всех загадок и тайн, которые она в себе несет.

Прежде чем приступить к изучению основ астрономии, составим общее представление об окружающей нас Вселенной.

Зашло Солнце, оставив на небе багряную зарю. Это солнечные лучи из-под горизонта освещают воздух над Землей, высокие слои земной атмосферы. Постепенно все вокруг темнеет, наступает ночь.

Выйдя вечером на открытое место, заметим положение какой-нибудь яркой звезды вблизи горизонта на востоке. Посмотрим на эту звезду через час. Мы убедимся, что она поднялась над горизонтом и несколько сместилась вправо (Рисунок 9) относительно земных предметов.

Проделав такое же наблюдение звезды и в западной части неба, мы убедимся, что звезды, подобно Солнцу и Луне, поднимаются в восточной части горизонта, достигают наивысшего положения в южной части неба и затем заходят в западной части горизонта.

1. Небосвод. Где бы мы ни находились на открытом месте, в поле или в море, небо, будь оно облачное или ясное, представляется нам в виде купола, опрокинутого над нашей головой. Этот купол неба, или небосвод, днем в ясную погоду голубой, в пасмурную - серый, а в ясную ночь - усыпан звездами.

Небесные светила лишь кажутся помещенными на небосводе - все как будто на одинаковом расстоянии от нас. В действительности же они находятся от нас на самых различных, очень больших расстояниях. Точно так же и небосвод как купол неба в действительности не существует,

1. Небесная сфера. Все небесные светила кажутся одинаково далекими от нас, хотя истинные расстояния до звезд очень различны. Для глаза это различие в расстояниях совершенно незаметно. Поэтому удобно рассматривать звезды условно как бы находящимися на внутренней поверхности шара произвольного радиуса, в центре которого находится глаз наблюдателя. Небесной сферой называется воображаемая шаровая поверхность произвольного радиуса, на которую мы проектируем положение небесных светил.

1. 3енит и горизонт. Отвесная линия, проходящая через глаз наблюдателя, пересекает небесную сферу в точке зенита. Зенит есть наивысшая точка над головой наблюдателя. Плоскость, перпендикулярная к отвесной линии, называется горизонтальной плоскостью.

Математическим горизонтом называется линия пересечения небесной сферы с горизонтальной плоскостью, проходящей через центр небесной сферы. Плоскость горизонта можно определить при помощи уровня. Видимый же горизонт ограничен линией, по которой, как нам кажется, небо «сходится» с Землей.

Определив положение меридиана, проследим за вращением звездного неба. Мы убедимся, что любое светило, вращаясь вокруг оси мира, за сутки дважды пересекает меридиан. При этом оно один раз занимает самое высокое положение - это верхняя кульминация, а другой раз самое низкое положение - это нижняя кульминация. Кульминацией называется явление прохождения светила через меридиан. У светил незаходящих видимы обе кульминации, у восходящих и заходящих - только одна, а невосходящие светила кульминируют под горизонтом и поэтому невидимы (Рисунок 15).

Ориентировка на Земле заключается в нахождении направлений на север, юг и т. д. Мы уже видели, что полуденная линия определяет направление юг - север и что Полярная звезда находится всегда над точкой севера, лежащей на горизонте. Поэтому, найдя Полярную звезду, мы всегда можем ориентироваться по основным точкам горизонта. В полдень положение точки юга указывает нам Солнце, так как его кульминация происходит как раз над точкой юга (Рисунок 16).

На фоне звездного неба Луна непрерывно смещается влево с запада на восток на 13° за сутки и за месяц делает полный круг. Сложнее происходит видимое перемещение планет. Невооруженным глазом можно видеть пять планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Они светят как очень яркие звезды. Поэтому можно обнаружить планету как «лишнюю» яркую звезду в каком-либо созвездии. На звездной карте планеты как светила, постоянно меняющие свое положение на небе, конечно, не помечены.

Astronom-us.ru © 2011.