Астрономические наблюдения в мореплавании и авиации
Для морских судов и самолетов, находящихся в движении, определение географических координат представляет насущную и повседневную задачу, решаемую зачастую много раз за сутки. Качка пароходов и самолетов не позволяет пользоваться инструментом, установленным по уровню (например, теодолитом). Для измерения высоты светил, необходимой для определения широты и долготы, в этих условиях пользуются секстантом (Рисунок 52).
Секстантом называется прибор для измерения угловых расстояний светил от горизонта, удерживаемый в руках при наблюдении.
Рисунок 52 - Секстант и наблюдение с ним.
Он состоит из сектора окружности, имеющего угол 60°. На секторе укреплены труба и два зеркала: неподвижное и вращающееся. При помощи рукоятки прибор удерживается в нужном положении.
В горизонтальную трубу наблюдатель видит горизонт. Вращая линейку с зеркалом, добиваются, чтобы луч от светила, отразившись от вращающегося зеркала, упал на неподвижное зеркало, а от него отразился в глаз наблюдателя. Тогда изображение светила будет видно на линии горизонта. Соответствующий отсчет указателя на дуге сектора покажет высоту светила над горизонтом в момент наблюдения.
Для облегчения вождения судов и самолетов в СССР издаются специальные справочники (астрономические ежегодники, астрономические календари), содержащие необходимые сведения о небесных светилах, относящиеся к данному году.
Географические карты, столь важные для транспорта, для экономики, в военном деле и т. д., составляются на основании геодезических измерений. В основе последних лежат астрономические определения широт и долгот опорных пунктов. В СССР астрономо-геодезические работы поставлены очень широко.