Указания к наблюдениям
Наблюдения основных небесных явлений каждым учащимся крайне необходимы. Однако наблюдать небесные светила можно только в ясную, безоблачную погоду. Все светила, кроме Солнца и иногда Луны, можно видеть только вечером. Некоторые явления происходят под утро или только в определенные редкие моменты, например затмения, и мы не можем увидеть их в другое, удобное для нас время. Поэтому, а также имея в виду краткий срок прохождения астрономии в школе, наблюдения ни в коем случае нельзя откладывать. Их надо выполнить при первой же возможности, используя ясные вечера и не пытаясь приурочивать наблюдения к изучению соответствующих вопросов программы на уроке. Достигнуть такого согласия невозможно по условиям погоды.
Надо стремиться выполнить как можно больше наблюдений в течение сентября и октября, пока еще часто бывают ясные вечера и не так холодно. В ноябре и зимой ясная погода бывает довольно редко и морозы затрудняют наблюдения. С марта погода чаще бывает ясной, но вечер наступает все позже и позже.
Наблюдать надо в защищенном от света фонарей и окон домов месте. Звезды надо наблюдать, когда не мешает свет Луны. Желательно иметь при себе фонарик, не дающий яркого света и позволяющий в нужное время посмотреть на звездную карту, сделать запись или зарисовку.
В течение сентября и октября совершенно необходимо (и, чем раньше, тем лучше) произвести такие наблюдения.
1 - Один раз, приблизительно через каждые 2 недели (в зависимости от погоды), заметить время и зарисовать (по отношению к окружающим предметам) на видном горизонте место захода или восхода Солнца. Зарисовку делать всякий раз с одного и того же места. Убедиться в изменении точки восхода или, захода.
2 - Желательно выполнить то же в отношении Луны, но при этом еще всякий раз надо записывать время восхода или захода. Для Луны наблюдения надо вести уже ежедневно, отметив всего 3-4 ее восхода (или захода).
3 - Проследить (изо дня в день) полный цикл изменения фаз (вида) Луны. При этом сделать не менее двух зарисовок в смежные дни вида и положения Луны среди звезд на копии, снятой со звездной карты. Эти зарисовки надо делать, когда Луна светит не слишком сильно и когда видны поэтому неяркие звезды. Если же заметить положение Луны относительно лишь самых ярких звезд, то (поскольку их мало на небе) движение Луны на 13° в сутки мы можем отчетливо не заметить. Эти наблюдения покажут нам, как Луна перемещается к востоку на фоне звезд.
4 - Осенью при помощи подвижной звездной карты найти и запомнить созвездие Большой и Малой Медведиц, Полярную звезду и некоторые другие созвездия и яркие звезды. Чтобы не забыть созвездия, каждый ученик должен сам время от времени находить их на небе. При этом в тетради необходимо записывать, какие созвездия были видны вечером в южной стороне неба.
5 - Весной (а лучше еще зимой) посмотреть, какие созвездия видны в южной части неба, и узнать на небе знакомые околополярные созвездия. При отыскании созвездий нужно звездную карту держать так, чтобы пометки севера, востока и т. д. на ней соответствовали расположению этих точек горизонта на местности. Надо обращать внимание на различие блеска звезд, изображенных на карте, и мысленно соединять их прямыми линиями, как показано на карте. Найдя одно созвездие, переходить от него к другому, пользуясь указаниями из статьи: Небосвод и созвездия.
6 - При наблюдении созвездий надо обратить внимание на цвет ярких звезд, соответствующий температуре этих звезд.
7 - В самом начале и в конце наблюдений созвездий заметить место каких-либо ярких звезд относительно горизонта вследствие суточного вращения неба и в зависимости от расстояния звезд от полюса мира. Желательно сфотографировать вращение неба около полюса так, как это описано в параграфе "Основные точки и линии Небесной сферы".
8 - Для зачета показать учителю, как найти Полярную звезду, а по ней - основные точки горизонта.
9 - На занятиях целым классом или самостоятельно провести на школьном дворе или у себя дома полуденную линию по Солнцу, как описано в параграфе "Ориентировка на местности по звездам и солнцу".
10 - По фазе и по положению Луны относительно горизонта указать приблизительное положение основных точек горизонта.
11 - Пользуясь астрономическим календарем и звездной картой, самостоятельно или с помощью учителя найти на небе планеты, которые в данном месяце видны. Это наблюдение надо сделать в сентябре и точно зарисовать положение планеты среди звезд созвездия, в котором планета видна. Через 1-2 месяца повторить эту зарисовку и выяснить, как планета переместилась.
12 - Заметить, как летят по небу метеоры во время изучения созвездий.
13 - Наблюдения в телескоп или бинокль. Бинокль лучше брать призменный, который дает шестикратное увеличение.
В него можно увидеть:
- крупные солнечные пятна, если они будут на Солнце (через темное стекло);
- неровности границы дня и ночи на Луне и крупнейшие кольцевые горы на ней;
- много звезд в Млечном Пути и в звездном скоплении Плеяды, в котором невооруженный глаз видит при нормальном зрении 6 звезд;
- газовую туманность Ориона (зимой) и туманное пятно - галактику в Андромеде (осенью), едва видимые глазом;
- двойные звезды в Большой Медведице в Лире;
- иногда спутники Юпитера (очень близко от него).